97399289

Торт — это ложь: бывший сотрудник Valve рассказал о тёмной стороне самоорганизованных компаний

Valve позиционирует себя как компанию, лишённую традиционной иерархической структуры, где сотрудники сами собираются в группы для работы над теми проектами, которые им интересны. В её коллектив стремятся влиться многие специалисты индустрии, но свой статус «компании мечты» она вряд ли оправдывает. Время от времени бывшие сотрудники разрушают сложившиеся стереотипы рассказами о нездоровой обстановке, из-за которой «Вентиль» покидают даже очень талантливые разработчики. Недавно о том, как на самом деле выглядит работа в Valve, поведал Рич Гелдрих (Rich Geldreich), трудившийся над Portal 2, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive в период с 2009 по 2014 год.

Уже много дней подряд Гелдрих делится в Twitter своим опытом работы в игровой индустрии. Он не сказал напрямую, что речь идёт о Valve, но сомнений не остаётся: разработчик упомянул, что офис расположен в Белвью и что в 2013 году в этой компании произошли массовые увольнения, а также сказал, что избегает «слова на букву V» из-за нежелания привлекать внимание прессы. Кроме того, он критиковал Valve и раньше — в 2015 году он назвал работу в компании «худшим опытом» в своей жизни. Гелдрих описал своё бывшее место работы как полное «стрессов, ударов в спину и манипуляций в погоне за бонусами».

«Когда я присоединился к этой компании в Белвью, один из псевдоменеджеров издевался над одним из очень известных и уважаемых мной программистов, занимавшихся физикой в играх, — припомнил он. — Поняв, насколько ужасная здешняя рабочая атмосфера, он ушёл в другую компанию, пробыв в этой всего несколько месяцев. Обращайте внимание на такие истории, они могут указать на нездоровую обстановку».

Гелдрих уволился из Valve, вымотанный, как и его коллеги, постоянным беспокойством, стрессами и нездоровым соперничеством (в ход идут любые методы — работники могут даже своровать друг у друга код или попросту испортить его). Некоторым его знакомым, работавшим в компании, пришлось принимать лекарства. Происходили и по-настоящему страшные вещи.

«Однажды я пришёл в офис и не обнаружил на рабочем месте своего коллегу (назовём его Боб), — рассказал он. — Его стол вытащили в зал. Я спросил, куда делся Боб. Мне ответили что-то вроде “кто такой Боб?” и посоветовали никогда не говорить о нём. Тогда я понял, что, придя в эту компанию, не имел представления о том, во что ввязываюсь».

«В самоорганизованных компаниях, где используется система бонусов, на вас взваливают ответственность за проект вплоть до самого релиза, стоит только вам к нему прикоснуться, — рассказал Гелдрих. — Команда обвинит вас в том, что из-за вашего вмешательства проект пострадал, и никаких бонусов вы не получите. Фактически это легализованный руководством грабёж». В 2013 году бывший экономист Valve Янис Варуфакис (Yanis Varoufakis), позже занявший пост министра финансов Греции, объяснял, что бонусы очень сильно влияют на заработок сотрудников, поскольку контракты предусматривают очень маленькую фиксированную оплату.

Гелдрих также рассказал о женщине, уволенной без предупреждения спустя год после того, как она присоединилась к компании. Скорее всего, он говорил о Джери Эллсуорт (Jeri Ellsworth), занимавшейся разработкой очков виртуальной реальности castAR и попавшей под «февральскую чистку» в 2013 году. Эллсуорт жаловалась на травлю и сравнивала процесс найма и увольнения в Valve со «школьными разборками». Позже она открыла свой стартап Techincal Illusions и с разрешения Valve продолжила работу над этой гарнитурой благодаря собранным на Kickstarter средствам. Впрочем, завершить проект студии не удалось: она закрылась в июне прошлого года и вернула деньги вкладчикам.

«Ещё один тип временного найма таков: компания принимает на работу известного разработчика или специалиста в какой-то другой области (например, экономика), ждёт, пока он расскажет о замечательном опыте, который он тут получил, и тут же увольняет», — поведал Гелдрих, явно имея в виду Варуфакиса.

Манипуляции над сотрудниками могут проявляться даже в безобидных, на первый взгляд, вещах, таких как расположение столов в офисе и цветовое решение. Гелдрих рассказал, что мебель постоянно переставляют, чтобы держать работников в состоянии беспокойства (так ими проще управлять), а интерьер стараются делать таким, чтобы он пробуждал воспоминания о школьных классах (сотрудник должен «вернуться в детство и переродиться другим» — угодным компании).

 Изображение из брошюры Valve

«Наём сотрудников — самая важная вещь в мире». Изображение из брошюры Valve

По словам Гелдриха, описывающая устройство компании брошюра, якобы случайно оказавшаяся на просторах Сети в 2012 году, была «слита» намеренно, а её содержание не имеет ничего общего с реальностью. «Все самоорганизованные компании так делают, — написал он. — Эти неофициальные “руководства” пишутся так, чтобы их было интересно читать. Гуру маркетинга создают их специально, чтобы вводить в заблуждение новичков. Те, кто уже давно работает в компании, только смеются над этими бумажками».

Разработчик утверждает, что в Valve невозможно работать, если сотрудник не найдёт себе покровителя — «спонсора или “барона”» (последний — друг высокопоставленного сотрудника) — который обеспечит ему расположение начальства.

«В самоорганизованных компаниях вам наверняка придётся работать в огромных помещениях с открытой планировкой и огромными мониторами, — предостерёг он. — Это делается для регуляции всех взаимодействий и более эффективной слежки за сотрудниками. За всем, что вы делаете, будет наблюдать либо специально приставленный сотрудник, либо один из его друзей или “баронов”. Установите максимально мелкий шрифт, чтобы ваши переписки или код невозможно было прочитать с расстояния, или выберите неудобную цветовую схему. Выясните, в какой точке офиса вас хуже всего слышно и видно, — там и расположитесь. С другой стороны, если вы сядете в углу и будете молча работать, это может навредить вашей репутации. Тех, кто прячется, быстро увольняют».

«Почти во всех компаниях, в которых я работал, руководство относилось к своим сотрудникам хоть с каким-то уважением, — отметил Гелдрих. — Самыми крупными проблемами были плохое планирование и «завалы». Лишь в некоторых я сталкивался с оскорбительным отношением».

Несмотря на всё сказанное, Гелдрих считает, что самоорганизованные компании могут превзойти те, в которых иерархия выстроена по традиционным принципам. «Компании с классической иерархией могут скатиться в полное безумие», — считает он. В микроблоге разработчика можно найти массу других наблюдений и полезных советов тем, кто ищет работу в игровой компании.

В 2014 году по результатам опроса Международной ассоциации разработчиков игр (IGDA) Valve была названа самым привлекательным работодателем в игровой индустрии. Компания имеет много положительных отзывов на Glassdoor, но некоторые бывшие сотрудники всё же рассказывают грустную правду.

«Valve будет вешать вам лапшу на уши о том, что в компании нет ни боссов, ни менеджеров, ни супервайзеров, что структура горизонтальная и все настолько умные и классные, что могут работать полностью автономно, — гласит одна из отрицательных рецензий на Glassdoor. — Это видимость. Чтобы добиться успеха в Valve, придётся примкнуть к какой-то влиятельной группе, но даже если вам это удастся, помните, что это ненадолго. Как бы вы ни трудились, сколь оригинальными и продуктивными ни были, если вы не нравитесь руководству и другим сотрудникам, вас уволят».

Журналист PC Gamer попытался связаться с Гелдрихом, чтобы уточнить некоторую информацию, но тот заявил, что не станет разговаривать с прессой. «Я совсем не заинтересован в контактах со СМИ и не стану никому отвечать, — написал он. — Все мои сообщения основаны на реальных событиях». По его словам, он решил рассказать о тёмной стороне Valve, потому что никто другой этого не сделает — не хватит смелости и твёрдости принципов.

За последние годы из Valve ушли почти все ключевые сценаристы, работавшие над Half-Life, Portal и Left 4 Dead, но новые сотрудники продолжают прибывать. В июне к компании присоединился Роб Йескомб (Rob Yescombe), сценарист Rime, Tom Clancy’s The Division и Alien: Isolation. «Работать с такими выдающимися людьми — настоящая радость, — признался он. — Каждый день здесь — откровение».

В этом году Valve приобрела студию Campo Santo (Firewatch), новую игру которой, приключение In the Valley of Gods, должна показать на Gamescom 2018 в августе. Также ожидается, что на выставке немецкое подразделение компании продемонстрирует карточную игру Artifact. В марте Гейб Ньюэлл (Gave Newell) заявил, что Valve возвращается к разработке игр, но никаких анонсов с тех пор сделано не было.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий