В сегодняшнем сообществе ценятся более всего 2 параметра — технологичность и скорость передачи информации. Такая линия не обогнала и законную сферу, а конкретнее документооборот.
Способ электронного послания документов все энергичнее теснит классический способ закрепления и передачи информации, в связи с тем что такой подход дает возможность намного быстрее делать правки в бумагах, и снижает время на их перевозку, чем при функционировании с классическими хлопчатобумажными аналогами.
В этой связи использование электронных документов дает возможность огромную часть публичных отношений перевести в цифровой вид, для которого свойственны переносимость, доступность и удешевление процесса передачи данных.
А вместе с формированием, появляются и новые проблемы. Основной неприятностью в этой области считается идентификация волеизъявителей, решением которой призвана электронная подпись или как ее именовали раньше электронно-цифровая подпись.
Невзирая на то что, серьезное введение системы электронной подписи (ЭП) стартовало сравнительно не так давно, ее законодательное укрепление было в первый раз выполнено в 2002 году, в Государственном законе «Об электронной цифровой подписи» от 10 февраля 2002 г. № 1-ФЗ. При этом первый пробный вариант эталона был спроектирован в 1994 году, сегодня распущенным ведомством — основным регулированием безопасности связи ФАПСИ.
А в ходе реализации программы по внедрению электронного документооборота и ЭП, выяснилось, что законодательная основа стала неактуальной и не отвечает передовым тенденциям развития этой технологии.
Кроме этого, значительной причиной обновления законодательства в области электронного документооборота (Токио) стало отделение РФ от интернациональной практики его применения.
В этой связи, 6 мая 2011 года был принят свежий Государственный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ и в след за ним, 1 февраля 2013 года ГОСТ Р 34.10–2001 был заменен на ГОСТ Р 34.10–2012 «Информационная технология. Шифровальная защита информации.
Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи». В новом Законе был переосмыслен подход к определению ЭП. По п.1 ст.2 этого Законопроекта электронная подпись — информация в электронной форме, которая подсоединена к другой информации в электронной форме (заключаемой информации) или другим стилем сопряжена с такой информацией, и которая применяется для определения лица, подписывающего информацию.
Свежий закон существенно увеличил сферу использования электронной подписи, позволил ее получение не только лишь физическим, но также и юридическим лицам, и фиксировал технологию аккредитации подтверждающих центров.
Одним из основных нововведений стало введение нескольких видов ЭП, в то время как прошлый, потерявший мощь, Государственный закон от 2002 года учитывал лишь 1 ее вид.
Так вот, по ст. 5 Государственного законопроекта № 63 вариантами электронных подписей, отношения в сфере, использования которых регулируются реальным Государственным законом, считаются элементарная электронная подпись и усиленная электронная подпись.
Элементарная электронная подпись представляет из себя комбинацию из логина и пароля и доказывает, что электронное извещение выслано точным лицом. Усиленная же ЭП, разделяется на 2 подвида: неискусная и профессиональная.
Усиленная неискусная подпись не только лишь определяет отправителя, но также и доказывает, что со времени подписания документ не обменивался.
А, законодатель учел требование, в качестве обратной презумпции, по которой признание равнозначности подписанным вручную картонным документом, простой и повышенной неискусной подписью может быть прикреплено или в соглашении сторон, или в государственном законе или принятом в соответствии с ним подзаконном акте.
Тогда как усиленная профессиональная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра и во всех случаях равняется к картонному документу с «живой» подписью, помимо тех примеров, когда закон напрямую учитывает необходимость соблюдения письменной формы документа.
Выбор того или другого вида ЭП зависит от сферы ее использования, в связи с тем что буква закона укрепляет точные требования по поводу использования некоторого вида электронной подписи в разных случаях.
Также, по ст. 6 ФЗ № 63, если использование неискусной ЭП согласовано гранями, то в соглашении между ними в обязательном порядке должен быть установлен порядок проверки подписи.
В случае если участники электронного взаимодействия условились об применении простой ЭП, то такое соглашение должно также учитывать правила определения записавшего документ лица по его простой ЭП и ответственность сторон по соблюдению конфиденциальности ключа подписи.
Получение ЭП происходит в аккредитованных подтверждающих районах, которые располагаются в ведении Минкомсвязи РФ. Как указывалось выше, ЭП могут получить как физические, так и юридические лица.
Физическим лицам необходимо предложить:
- документ, убеждающий личность,
- СНИЛС,
- ИНН,
- Объявление о предоставлении ЭП.
Юридическим лицам:
- учредительные документы,
- документ, доказывающий факт внесения записи о юридическом лице в Целый федеральный список юридических лиц,
- ИНН,
- документы официального лица, на имя которого регистрируется сертификат,
- Объявление о предоставлении ЭП
На данный момент электронная подпись может применяться в ходе сдачи отчетности в органы государственной власти, участия в закупках, ведения электронного документооборота и самое важное во время проведения коммерческих операций по реализации имущества банкротов и в платных торгах.
Такая потребность возникла после, того как кроме федеральных веб-сайтов, к примеру zakupki.gov.ru, приобрели аккредитацию другие торговые площадки.
Стоит отметить, что покупки на электронных коммерческих площадках могут быть различные: коллективные, платные, федеральные, потому прежде всего необходимо определиться с избранием торговой площадки, а потом с видом запрашиваемой ЭП. Стоимость ЭП будет также находиться в зависимости от ее назначения.
Сама ЭП может храниться на нескольких видах обладателей — флэш-карта, USB-токен и смарт-карта. Последний вид обладателя, не распространен в РФ, из-за очень тесного внедрения систем неконтактной передачи данных.
Так что, можно прийти к выводу, что использование ЭП существенно улучшает безопасность совершения контрактов. А, невзирая на это, использование ЭП не обеспечивает стопроцентной безопасности. Читайте подробнее тут, на сайте nucrf.ru, если что-то не понятно по данной теме.
В связи с тем что кибер-преступность развивается наряду с цифровыми технологиями, то необходимо отработать технологию противодействия данным преступлениям. Например, необходимо пополнить ст. 327 УК РФ, расположением о запрете телок и сбыта фальшивых электронных подписей и их обладателей.
В довершение всего можно сообщить, что на данный момент нормативное управление сферы использования ЭП не отвечает сегодняшнему шагу развития этой технологии и потому нужна регулярная модернизация, а также стандартизация с интернациональными актами. Все-таки, невзирая на выраженные несовершенства, система ЭП — это продукт, способный решать проблемы взаимодействия и безопасности, для хозяйствующих объектов и государства.